Эфес
ЭфесЭфес был основан между XVI-XI вв. до н.э. как ионийская колония. В VII веке город и его главный символ - Артемисий (Храм Артемиды) были до основания разрушены киммерийскими племенами.
Восстановленный Крезом, царем Лидии, он был покорен персидским царем Киром в середине VI века. После бурных перипетий истории Эфес мирно и безболезненно вошел в состав Римской империи. О значении, которое имел Эфес в тот период, можно судить по частым посещениям города великими римлянами, такими как Брут, Кассий, Антоний и сам Цицерон.
ЭфесВо время правления династии Августов Эфес был столицей Римской провинции Азия. Город постепенно разрастался и стал оживленным торговым центром, резиденцией римских правителей и одним из пяти крупнейших городов Империи. Впоследствии Эфес стал одним из самых важных городов в истории христианской религии. Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, как рассказывает предание, Св. Мадонна после распятия Христа выбрала этот город в качестве своего последнего пристанища.
Упадок города начался во 2-й половине III века, когда он был захвачен и разрушен готами. В 431 году здесь проходил III Вселенский собор. В течение долгих и мрачных столетий средневековья город, подвергавшийся бесконечным набегам арабов и пиратов, был не более чем деревня. В начале правления османских турок Эфес был предан полному забвению. От опустошенного и покинутого города не осталось и следа. В 1869 году были предприняты первые археологические раскопки, в результате которых миру была открыта незабываемая красота античного города.
Одеон
ЭфесПолукруглое сооружение, известное также как Малый театр, раскинулось на склоне холма, к северу от Агоры. Судя но надписи, оно было возведено в 150 году н.э. Публием Ведием Антонием, который задумал Одеон как булевтерий - место заседания городского Сената. И действительно, первоначальное крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное построение Одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукружием рядов разделен на четыре основных сектора лестничными проходами; необычайная конструкция просцениума говорит о том, что здание было пригодно скорее для заседаний Сената, чем для театральных зрелищ.
Агора
Руины Агоры относятся к романскому сооружению периода Римской империи (I в. н.э.), возведенному, скорее всего, во времена правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая получила свое окончательное завершение при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадой портика (stoa), под которым размещались торговые ряды. Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаю религиозных и светских праздников.
К северу от Агоры возвышаются развалины бывшей колоннады Базилики, построенной при династии императоров Августов. Некоторые из сохранившихся колонн явно дорического происхождения, капители - коринфского ордера.
Пританей
Пританей - в древности здание, предназначавшееся для размещения канцелярских служб, где проводились также торжественные приемы и банкеты для знатных лиц города. Его можно сравнить с современным зданием муниципалитета. В прилегающем к Пританею Храме Гестии Булайи постоянно горел священный огонь, по преданию поддерживаемый пританами - священнослужителями, которые принимали участие в культовых обрядах и в жертвоприношениях. Известно, что Храм относится к III веку до н.э.
Улица Куретов
Улица, протянувшаяся вдоль склона между Библиотекой Цельса и Воротами Геракла - одна из наиболее любопытных в этом древнем городе. Тот вид, который она имеет в наши дни, был придан ей на рубеже IV и V вв., когда проводились работы по ее восстановлению после сильнейшего землетрясения середины IV века, которое полностью разрушило ее.
Эта улица пролегает на фоне необычайно живописного пейзажа. Ее мощение из мрамора и камня прекрасно гармонирует с руинами античных зданий, высящихся по обеим ее сторонам. Так, развертывается великолепное полотно с колоннами, каменными пьедесталами, подиумами, капителями, фризами, статуями и остатками торговых лавок и жилых домов. В этом изобилии античных руин, часто привезенных сюда из других районов города, отчетливо выделяются крытые галереи с колоннами, мощение в которых выполнено из ценных тончайших мозаик. На пустых пьедесталах, обращенных к колоннам, когда-то стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. Большинство же статуй были помещены в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, давшими впоследствии имя священной касте куретов. Поначалу они возглавляли знаменитое культовое действо в Артемисии, а впоследствии стали играть основную роль в Пританее, где сохранилось множество надписей, рассказывающих об их деятельности. Такие же надписи встречаются и по всему городу.
Храм Адриана
Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его постройки - около 138 года н.э. - малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом возвышаются пьедесталы от четырех статуй, которые когда-то украшали храм. По сохранившимся на пьедесталах надписям можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия.
То, что храм коринфского ордера, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают легкую, изящную арку - все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут сплошной лентой по антаблементу; в центре арки помещен бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов имеют богатую декорировку с античной орнаментикой. Над главным порталом, который ведет в наос (целлу), внимание туристов привлекает полукруглая люнетта, где на фоне изящного переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, напоминающая античные изображения Медузы. Внутри наоса можно видеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожествленного императора Адриана.
Дома на склоне холма
С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль домов под названием "Дома на склоне холма", которые обращены к улице Куретов. В основном здесь жили представители привилегированных слоев общества, в связи с чем улица имеет второе название "Дома богачей". Они расположены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасой для следующего за ним дома. Так называемый Дом Перистиля II отличается обилием декорировки. Он был построен в 1 веке, но впоследствии несколько раз перестраивался, по крайней мере до VI века. Многочисленные комнаты внутри дома имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века.
Дом Перистиля I также подвергался реставрации, что дает возможность туристам составить представление о том, как выглядели частные дома патрициев Эфеса. Дата его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть I век. Одна из комнат известна под названием "театр", так как ее стены украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнаженные фигуры.
Библиотека Цельса
Библиотека была построена в эпоху Империи, во времена правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквилы, пожелавшего посвятить ее своему отцу. Строительство началось в 114 году и было завершено в 135 году уже наследниками Тиберия Юлия Аквилы, который завещал большую сумму денег на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, пощадившим, к счастью, фасад здания. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, стоящие на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированы попарно в четыре ряда и увенчаны коринфскими капителями. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трех центральных пар. На нижнем этаже за сценически оформленной колоннадой видны три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирущего рельефный фриз. Над порталами зияют три огромных проема окон.
Театр
Театр дошел до нас в прекрасном состоянии и по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников прошлого в этой археологической зоне. Как все сооружения подобного типа, эфесский театр разделен на три секции: скена (включающая также просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (полукружие зрительного зала). Вместимость театра - около 24 000 сидений. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля.